Чем важно взаимодействие и партнерство между преподавателями и родителями?

01.06.2017

В качестве вводной иллюстрации приведем ситуацию, понятную и знакомую многим. Дома и на работе к вам предъявляют взаимоисключающие требования. Муж хочет, чтобы жена чаще бывала дома и проводила больше времени с семьей, а не на работе. Руководитель же говорит об авралах и о ненормированном рабочем графике. Что вы чувствуете? Скорее всего, неуверенность, раздражительность и подавленность.

Похожим образом чувствует себя ребенок, когда родители и школа становятся по разные стороны баррикад. Чтобы ребенок развивался успешно, важно, чтобы требования родителей и школы совпадали.

В младшем возрасте родители являются для ребенка основным авторитетом. Ведь они всегда помогут, защитят и ответят на все вопросы. Когда начинается школьная пора, влияние родителей уменьшается. Только без паники – это абсолютно нормальный процесс! Родители уступают место учителю, и это прекрасно, ведь без авторитета педагога сбалансированный учебный процесс невозможен. Ученик хочет понравиться учителю, выполняет задания, слушает наставления. И порой даже сравнивает родителей с педагогом, заявляя, что «учитель считает совсем не так, как ты, мама».

Это оптимальное время, чтобы построить отношения с учителем и ввести единые требования к ребенку. Это важно для чувства безопасности вашего ребенка и его уверенности в собственных силах.

Последствия различных требований

pref-01-30-05-17

У ребенка формируется стойкое недоверие к учителям и родителям, если они ставят противоположные задачи и предъявляют разные требования. Детям трудно разобраться, кто прав, кого слушать, и в результате авторитет обеих сторон оказывается подорванным.

Например, учитель строго относится к выполнению домашних заданий, а мама часто позволяет отказаться от скучной «домашки», если сын говорит, что устал. Конечно, ребенок считает, что мама права, ведь она в этом случае выступает в роли источника положительных эмоций, а значит, учительницу можно не воспринимать всерьез.

Дети учатся приспосабливаться, хитрить и недоговаривать. В результате требования родителей не выполняются, а педагоги теряют авторитет. Можно сказать, что в школе у ребенка появляется новая «семья», и естественным желанием школьника становится стремление совместить обе важные для него семьи.

Беседа учителя с мамой и дочерью

Чтобы уменьшить стресс ребенка из-за различных взглядов у взрослых, родителям и учителям нужно стать партнерами. Это действительно дает ребенку необходимое ему чувство комфорта.

Как построить партнерские отношения?

  1. Начинайте с общения. Родители должны быть в курсе школьной жизни ребенка, и замечательно, если педагог находит время, чтобы подробнее осветить ситуацию. Всегда держите руку на пульсе и не стесняйтесь задавать вопросы.
  2. Важно не перекладывать друг на друга обязанности и не считать, что семья или школа важнее. Не заставляйте ребенка выбирать, работайте вместе.
  3. Принципы и правила должны быть похожими. Важно запрещать и поощрять одни и те же вещи.
  4. Всегда контролируйте ситуацию и смотрите, когда учитель хочет на что-то обратить ваше внимание.
  5. Смотрите на ситуацию глазами ребенка, примите его сторону и старайтесь устранить причины его плохого поведения, если что-то произошло.

Верное решение при любых проблемах – беседа с ребенком, объяснение последствий его поступков, общение родителей и учителя и подключение специалистов в случае необходимости. Неверным шагом станет перекладывание вины на педагогов (не сумели захватить и мотивировать) или на родителей (неправильное воспитание дало такой результат).

Так чья же зона ответственности в вопросах воспитания ребенка должна быть больше? На этот вопрос все отвечают по-разному. Кто-то считает, что школа ответственна за все, ведь там ребенок проводит слишком много времени и там работают профессионалы. Кто-то – что ребенок формируется в семье, он – отражение своих родителей, а значит, именно они обязаны давать ему нравственные и поведенческие ориентиры в жизни. Существуют и мысли «разделяй и властвуй»: зона школы – обучение, а семьи – воспитание.

Но на практике оказывается, что положительно сказывается на ребенке именно равноценное распределение ответственности. Он чувствует гармонию взаимодействия и сам вырастает гармоничной и уверенной личностью.

Автор: Владимир Федяй

Автор методики и основатель сети центров Смартум&Амакидс.