Что выбрать: методику Монтессори или ментальную арифметику?

18.07.2017

Родители все больше обращают внимание на различные развивающие курсы, считая классическую школьную программу недостаточно эффективной, скучной или слабоватой. Так, на протяжении нескольких лет фаворитами остаются педагогическая программа Марии Монтессори и занятия ментальной арифметикой. Есть ли разница между этими методиками и какой результат можно получить, систематически занимаясь по ним?

Развитие ребенка по методике Монтессори

Являясь детским врачом, педагогом и психологом, Мария Монтессори обладала своим нестандартным взглядом на обучение детей. Согласно ее теории, малыши лучше усваивают информацию, когда в процессе обучения они не ограничены искусственной средой, которую создают игрушки и сюжетные игры. Монтессори была уверена, что ребенок в любом возрасте легче запоминает и использует полученную информацию, находясь ближе к естественной среде. Так, задача педагога — создание этой благоприятной среды с помощью дидактических материалов, которые имитируют реальные предметы.

В основе современного учения Монтессори — познание мира и обучение посредством игровых комнат, которые делятся на пять тематических зон:

  • Для отработки навыков письма и чтения, изучения букв и звуков — зона языков.
  • Для изучения геометрических фигур, техники счета, развития логики — зона математики. Здесь дети могут играть макетами геометрических фигур, решать головоломки, пользоваться пособиями, раскрывающими тайны пространственных и количественных понятий.
  • Научиться вести быт, обслуживать себя дети могут в зоне практической жизни. Предметы, расположенные здесь, имитируют взрослую бытовую и кухонную технику. Так малыши учатся убирать, готовить, стирать и выполнять прочие бытовые задачи.
  • Узнать, как устроен мир и по каким законам он развивается, малыши могут в зоне космоса.
  • В сенсорной зоне дети могут ознакомиться с характеристиками предметов, раскрыть для себя понятия веса, цвета, размера, формы, развить мелкую моторику.

Заниматься по методике Монтессори можно уже с 5 лет.

В отличие от школьных уроков, во время посещения занятий по методике Монтессори дети ни в чем не ограничены. Они не просто свободны в передвижении, а могут сами выбирать интересную для них зону и предметы. Мария Монтессори была уверена, что полная автономия приносит малышу больше пользы, нежели репрессивные меры. В результате дети не испытывают стресс и усталость, обучаются в комфортном для них темпе. Интересно, что посещают занятия дети разной возрастной категории, при этом они абсолютно не мешают друг другу. Наоборот, замечено, что старшие стремятся помочь младшим.

Допускается ли вмешательство педагога в ходе занятий? Да, если малыш явно не справляется с поставленной для себя задачей ввиду несоответствия сензитивного периода.

Монтессори-группа

Ментальная арифметика – тренажер для мозга

Если ребенок отстает от сверстников, не радует успехами в школе, родители обращаются в наш развивающий центр. Уже спустя некоторое время малыши значительно подтягиваются по чтению, письму и счету. Тем не менее не все родители понимают, что наша цель — не просто научить малышей бегло читать, решать сложные примеры в уме, пересказывать тексты, писать без ошибок. Для таких целей создана масса других развивающих методик, например, обучение скорочтению. Практикуемая нами ментальная арифметика — возможность стимулировать развитие обоих полушарий мозга.

Асимметрия головного мозга — это нормальное состояние органа. У левшей больше развито правое полушарие, у правшей — левое. Поэтому леворукие и праворукие люди абсолютно разные и проявляют свои лидерские качества в разных сферах. Традиционный подход к обучению, практикуемый в школах, недостаточно нагружает правое полушарие, поэтому и дети, и взрослые не всегда могут полностью раскрыть свой потенциал. Систематически занимаясь ментальной арифметикой, ребенок начинает использовать ресурсы мозга на полную, что положительно сказывается на успеваемости и развитии в общем.

На первый взгляд ментальная арифметика — сложный и непонятный предмет. Но уже с пяти лет дети способны вникнуть в него довольно быстро. Главное – уметь считать до 10 (это единственное требование), остальному научат преподаватели. В ментальной арифметике, как и в школе, практикуется способ «от простого к сложному». На первых порах малыши используют абакус. Это специальная доска с однотонными или цветными костяшками, напоминающая русские счеты для арифметических расчетов. Во время занятий с абакусом задействованы три типа памяти — смысловая, моторная и зрительная. Это оптимальные условия для одномоментного напряжения правого и левого полушарий. На следующем этапе абакус сходит на нет, а все вычисления дети делают в уме.

Счет при помощи абакуса дается детям с 5 лет

Занятия в нашем центре проходят в игровой форме. Такой формат является оптимальным: отсутствие ограничений, оценок и экзаменов полностью исключает риски возникновения стресса, усталости у детей. Для стимуляции мы проводим соревнования, но полностью исключаем распределение детей на группы по успеваемости, не выделяем лидеров. Мы уверены, что все детки талантливы, просто кто-то открывается быстрее, а кто-то позже.

Невозможное возможно с уникальной методикой ментальной арифметики

Как видите, не все педагогические системы одинаковы. Каждая из них активизирует определенные нейропсихологические механизмы. Поэтому вполне возможно совмещать методику Монтессори и ментальную арифметику. Это позволит ребенку развиваться разносторонне и полностью раскрыть свой потенциал.

Автор: Владимир Федяй

Автор методики и основатель сети центров Смартум&Амакидс.

Владимир Федяй