«Садись, пять!», или Какая система оценивания лучше?

02.05.2017

Кадр из мультфильма «Опять двойка»

Система оценивания знаний до сих пор остается важной частью образовательного процесса. Это база, позволяющая проверять уровень усвоения материала. За рубежом давно введены 10-, 12- и даже 100-балльные системы, но родителям постсоветского пространства более знакома классическая 5-балльная система. Тем не менее в отечественных образовательных учреждениях с 2000 г. используют 12-балльную систему.

Какая же шкала позволяет более полно оценить знания? Чему стоит уделять внимание при оценивании? Какова реакция детей на оценивание их успехов и что значат для них оценки?

А может, идеальный вариант – тот, который выбрали в Финляндии? Финская система образования признана лучшей, а основывается она, в числе прочего, на полном отсутствии оценок. Дети учатся для получения знаний, а не ради оценок – так считают в Министерстве образования. И, несмотря на ожесточенные споры относительно мотивации ребенка к учебе, такой подход эффективен: выпускники демонстрируют высокий уровень знаний, а родители отмечают психологический комфорт, который ощущают их дети.

Влияние оценок на развитие личности

Взрослые с раннего детства оценивают поведение ребенка. Маленький человек проходит все этапы социализации с помощью так называемых агентов социализации. Ими в разное время становятся семья, школа, внешкольные учреждения. Но хорошее отношение этих «агентов» еще нужно заслужить, ведь нередко даже в семье ребенка не принимают таким, какой он есть, что уж говорить о школе. Происходит непрерывная оценка личности.

Уже в детском саду ребенок подвергается постоянному оцениванию: с точки зрения поведения, темперамента, контактности, работы в коллективе, способности к обучению (слишком активный, замкнутый, достаточно развит, чувствительный и т. д.). И, конечно, дети привыкают к этому.

В дальнейшем (уже в школе) акцент делается на способности к усвоению знаний, и ребенок «маркируется» высокими или низкими оценками. Нередко этот опыт переносится и на дальнейшую жизнь: уже не школьник становится отличником или троечником в институте, а на работе – выдающимся сотрудником или посредственностью.

Яркая личность

На становление личности влияет именно школьная система оценивания, поскольку на школьные годы приходится основной период роста и развития ребенка. Что же лучше – советская 5-балльная система или современная 12-балльная? Какая из них более объективная и менее травмирующая?

5-балльная система: позитив и негатив

Что демонстрирует нам эта система согласно приведенным цифрам?

«1» – материал неизвестен ученику или абсолютно ему непонятен и им не усвоен.

«2» – значительная часть материала не усвоена, ученик неуверенно чувствует себя при устных ответах, а в письменных допускает грубые ошибки.

«3» – зная основной материал, ученик не может без подсказок применить эти знания на практике. Ошибается при устных и письменных ответах.

«4» – ученик усвоил материал, легко отвечает на вопросы и может применять знания на практике. При устных или письменных ответах допускает лишь незначительные ошибки.

«5» – отлично ориентируется в материале, уверенно отвечает на вопросы, может применить знания на практике, при устных и письменных ответах ошибок не допускает.

Плюсы этой системы – в ее традиционности и привычности, она легко воспринимается и детьми, и родителями. Хорошие оценки влияют на положительную оценку собственной личности ребенком.

Но есть и минусы! Сложно точно оценить знания согласно заданным критериям, поэтому учителя нередко используют оценки, которых не существует в официальной отчетности: «4+», «5-» и др. К тому же рост уровня знаний ученика не оценивается объективно: если ребенок допустил меньше ошибок, чем в прошлый раз, его оценка все равно не изменится. Плохие оценки негативно влияют на самооценку и могут стать причиной психологической травмы.

Нередко учитель ставит оценку, исходя из собственного субъективного мнения: на нее может повлиять поведение ученика на уроке, личные качества, а не объективные знания.

Особенности 12-балльной системы

В этой системе достижения ребенка уже более «проработаны». Учитываются различные качественные характеристики усвоения материала.

Оценка

Характеристика

Уровень участия в учебном процессе

0

Ученик абсолютно не участвует в учебном процессе.

1

Начальный уровень

Различает и распознает предмет

2

Поверхностно ознакомлен с предметом

3

Средний уровень

Владеет материалом на уровне отдельных элементов

4

Владеет материалом на начальном уровне

5

Владеет материалом на уровне выше начального

6

Может воспроизвести значительную часть теоретического материала

7

Достаточный уровень

Способен применять выученный материал на уровне стандартных ситуаций

8

Может сравнивать, систематизировать информацию

9

Применяет общеизвестные доказательства в своей аргументации

10

Высокий уровень

Обладает глубокими и прочными знаниями

11

Умеет находить источники информации, анализировать ее

12

Творчески и нестандартно применяет полученные знания

Оценка «0» не учитывается в названии системы, потому что не отражает уровень усвоения материала, а нужна лишь для того, чтобы обозначить нежелание ребенка отвечать на вопросы или выполнять задания учителя.

Плюсы в более объективном подходе к оцениванию уровня знаний: 12-балльная шкала позволяет проанализировать умственные способности, участие в процессе обучения, выявить слабые места. Она уменьшает разрыв между успешными и неуспешными учениками: считается, что все, кто получил оценку от 7 до 12 баллов, хорошо усвоили материал.

Но эта система не устраняет школьных проблем: дети все равно склонны к психологическим травмам, вызываемым плохими оценками и субъективным отношением учителей, то есть человеческий фактор остается. К тому же систему плохо воспринимают родители: они путаются и часто не понимают критериев оценивания.

Идеал пока не найден, но психологи отмечают 12-балльную систему как более комфортную для детей с точки зрения адекватной оценки их знаний.

Автор: Ольга Шмачина

Руководитель методического отдела сети центров «Амакидс».