Пол ребенка и успешность в обучении: существует ли связь?

10.05.2017

Ребенок, который гармонично развивается, всегда любознателен. Он учится жить в мире, познавать его и принимать. Он всегда задает вопросы. Мальчики и девочки хотят знать все!

Но что же происходит, когда у маленьких почемучек начинается школьная пора? Обучение у девочек протекает довольно ровно: они серьезно относятся к оценкам и знаниям и в большинстве случаев учатся хорошо. Мальчики же гораздо меньше интересуются учебой, их внимание более рассеянно. Часто их волнуют куда более «жизненные» вопросы: куда бежит собака за окном или что будет, если попасть в окно мячом? Почему так происходит?

Девочки и мальчики с водяными пистолетами


Мужской и женский мозг отличаются?

Девочки учатся в школе лучше мальчиков? Ученые отмечают, что это действительно так, и разгадка кроется в… мозге. Это физиология: женский мозг развивается куда быстрее мужского и достигает зрелости раньше.

Различия в процессах созревания очень заметны в подростковом возрасте. В 12-13 лет девочки быстро формируются физически и часто чувствуют себя взрослыми, настроенными на решение серьезных вопросов. В то же время мальчики все еще дети с присущей им гиперактивностью и энергией.

Но как это влияет на усвоение новой информации и обучение в целом? Ведь доказано, что детский мозг лучше воспринимает информацию, чем уже созревший взрослый.

Просто, говорят ученые, женский мозг с детства работает более слаженно. Что это значит? Полушария у женщин более активно взаимодействуют друг с другом: в нужный момент включается то одно, то другое. Поэтому женщинам легче удерживать в голове несколько идей и мыслей, и на их общую концентрацию это практически не влияет. При этом для решения одной задачи женщины задействуют разные участки мозга, а у мужчин так не получается. Мужскому мозгу сложнее «перескакивать» с идеи на идею, поэтому ребята могут полноценно сосредоточиться только на чем-то одном.

Интересный и довольно неожиданный факт: у девочек более развито левое полушарие, отвечающее за логику и рациональное мышление, а у мужчин – правое, что проявляется в доминировании творчества и образного мышления, а также меньшей усидчивости. Но давно сложившиеся стереотипы уверяют нас, что все наоборот, не так ли?

Но основное отличие даже не в полушариях, ведь различия между ними не столь уж важны. Разница – в формировании мозолистого тела мозга! Именно оно отвечает за взаимодействие полушарий, и у девочек оно на 20 % больше.

Именно поэтому девочкам легче обрабатывать новую информацию и сразу же использовать ее. Большая усидчивость, отношение к построению пространства вокруг себя (усердие), любовь к чтению позволяют девочкам учиться лучше. Но нельзя сбрасывать со счетов индивидуальные особенности каждого ребенка, которые не зависят от пола!

Мальчики и девочки за партами


Среди учителей и родителей все еще распространены устоявшиеся мнения о лучшей восприимчивости к тем или иным предметам в зависимости от пола. Некоторые из них действительно верны, тогда как другие – уже давно развенчанные мифы.

Ниже – наиболее распространенные из них. Во что мы верим?

Известные мифы о девочках и мальчиках

Язык девочек более сложный и развитый по сравнению с языком мальчиков.

Это не так! Согласно исследованиям, в большинстве случаев девочки используют повседневный язык, тогда как мальчики склонны к применению секретных шифров и даже целых языков.

Мальчики рациональные, а девочки склонны мыслить более абстрактно.

Сложно отказаться от привычной мысли, но все совсем наоборот. У девочек лучше развито левое полушарие, и часто именно им нужна наглядность при решении задачи. Мальчикам же легче справиться с умозрительными задачами – представить предмет или идею, просчитать свои действия.

Математика предмет для мальчиков, она дается им лучше.

Как заявили американские ученые, девочки знают математику на 70 % лучше мальчиков. И здесь снова стоит вспомнить «женское» левое полушарие.

Девочки более успешны в решении тестов и задач на время.

Это совершенно не так. Исследования показывают, что в мышлении мужчин первичной является дедукция (от общего к частному), тогда как девочки склонны к индукции (от частного к общему). Мальчики понимают общий принцип и анализируют частные случаи, а девочкам нужна конкретика, детали, которые они затем смогут применить к общему. Тесты на время – это дедукция, ведь в них представлено несколько вариантов. Среди вариантов мальчики быстро выбирают правильный, исходя из понятного общего принципа. Девочки же немного отстают, так как конкретики в таких тестах недостаточно.

Мальчики первые в усвоении новой информации.

Это не так. Девочки более внимательно слушают учителя, тогда как мальчики склонны отвлекаться на уроке, поэтому часто информация пролетает мимо.

Различные таблицы, символы, графики мальчики воспринимают гораздо лучше.

Да, это действительно так. Графические материалы – это стезя мужчин. Возможно, поэтому инженеры и программисты – более «мужские» профессии.

Физическая активность и движение более важны для мальчиков.

Да, здесь не поспоришь. Мальчики испытывают подавленность, когда долго находятся в замкнутом пространстве. Девочки же меньше обращают на это внимание, и на их концентрации ограниченное пространство класса практически не сказывается.

Школьная система обучения более удобна для девочек. Они меньше отвлекаются и быстрее запоминают школьный материал. Но после периода полового созревания мальчики догоняют девочек в развитии, поэтому резкие границы различий стираются.

А как насчет дальнейшей жизни и построения карьеры? Ведь среди успешных людей бизнеса «леди» гораздо меньше, чем «менов». И среди ученых наблюдается та же тенденция. Неужели девочки более успешны только в период обучения? Определяющую роль здесь играют гендерные поведенческие шаблоны: женщины ставят на первое место семью.

Особенности строения мозга дают женщинам больше преимуществ для продвижения по социальной и карьерной лестнице. Поэтому задача каждой женщины – наладить жизнь таким образом, чтобы гармонично совмещать свои способности и желания.

Автор: Владимир Федяй

Автор методики и основатель сети центров Смартум&Амакидс.