Зачем повторять выученный материал

16.05.2017

С раннего детства родители твердили нам: «Нужно повторять то, что уже выучено». «Чтобы закрепить знания и лучше запомнить», – так они объясняли нам, зачем перечитывать параграф учебника или повторять пройденный материал. Мы так привыкли к подобным повторениям, что теперь советуем то же самое своим детям – это стало привычкой, приобретенным рефлексом. Но на самом деле повторение выученного может принести очень много пользы. Какой именно? Попробуем разобраться.

Запоминание и повторение

Мы начинаем повторять выученное даже не в школе, а гораздо раньше. Ведь повторение – это база для закрепления полученной информации. Когда вы учите малыша новым словам, то показываете на стул и повторяете «стул … стул … стул», то есть создаете ассоциацию между словом и предметом, а затем закрепляете ее речью. Такая схема работает с раннего детства и на протяжении всей жизни: любое новое или непривычное действие нужно закреплять в памяти.

Допустим, вы хотите приучить сына аккуратно складывать одежду в шкаф. Вы объясняете ему, что так вещи дольше прослужат, да и комната будет выглядеть опрятнее. Но, чтобы он действительно начал каждый раз класть футболку на полку, ему нужно об этом напоминать многократно, пока он не начнет делать все сам, без напоминания. Таких примеров множество! Вы и сами сможете вспомнить случаи из жизни, когда именно от повторения зависел успех определенного действия.

К счастью, в 5-6 лет дети сами уже испытывают потребность что-то запоминать. В этом возрасте они начинают активно заучивать стишки и песенки, играть в игры на запоминание и отовсюду собирать новую информацию. Постепенно у ребенка формируется так называемая произвольная память – волевой процесс, направленный на запоминание конкретной информации.

Очевидно, что чем больше ребенок будет заинтересован в запоминании чего-то, тем лучше и быстрее будет развиваться его произвольная память. Попросите малыша изучить цвета радуги просто так или пообещайте за это определенное вознаграждение. В каком случае он с большим энтузиазмом возьмется за дело?

Когда любознательный малыш приходит в 1-й класс, его подхватывает совершенно новый и гораздо более мощный поток информации. И как бы интересно не было учиться, удержать все в голове очень сложно. Трюки с произвольной памятью понемногу утрачивают актуальность, теперь главное – отсеять избыток информации, чтобы осмысливать и запоминать только самое важное. К слову, именно для этого и нужны домашние задания.

Важно также понимать, что в процессе обучения, да и в дальнейшей жизни мы используем два вида памяти: кратковременную (информация сохраняется, пока на нее направлено внимание) и долговременную (информация может храниться на протяжении всей жизни).

Когда ученик слушает преподавателя, задействуется кратковременная память. В идеале полученная информация должна закрепиться и перейти в долговременную память. Если этого не произошло, то, как говорится, «в одно ухо влетело, из другого вылетело». Чтобы учебный материал задерживался «между ушами», его обязательно нужно анализировать, осмысливать и закреплять.

Ученица за учебниками

Любая память начинается с запоминания – процесса, отвечающего за сохранение определенной информации и воспроизведение при необходимости. Запоминать материал можно двумя способами: механическим (многократно повторив одно и то же) и смысловым (поняв и изучив исследуемый объект).

Таким образом, повторение изученного материала – это один из способов его запоминания. Конечно, без смыслового запоминания повторение превратится в бессмысленную зубрежку. Однако это еще далеко не все, чем полезно повторение – самое интересное впереди.

Известный психолог Дейл Карнеги вывел три закона эффективного запоминания:

1) впечатления (нужно максимально сосредоточиться на материале, который вы запоминаете, и ни на что не отвлекаться);

2) повторения (нужно повторять информацию или конкретный текст с интервалами в 15 минут, а затем перечитать непосредственно перед выступлением или докладом);

3) ассоциации (запомнить определенные данные легче, если проассоциировать их с другими, уже известными данными, например пароль от компьютера – с какой-то важной жизненной датой).

Почему важно повторять выученный материал

Главная задача учителей в школе и родителей дома – помочь ребенку усваивать новые знания и научить использовать их на практике. И в этом плане повторение выученного материала дает очень хорошие результаты.

Восемь аргументов в пользу повторения выученного на уроке

Повторение способствует:

  • концентрации внимания на объекте изучения;
  • лучшему усвоению информации;
  • систематизации изученного материала;
  • проверке уровня овладения новой информацией;
  • выявлению проблемных зон;
  • оттачиванию и доведению до автоматизма приобретенных навыков;
  • углублению полученных знаний;
  • развитию памяти.

Как помочь ребенку повторить и усвоить материал

Заставлять ребенка зазубривать параграф учебника или постоянно перечитывать записи в школьной тетради – не только неэффективно, но и недальновидно. Так можно вообще отбить желание учиться и выполнять домашние задания. Лучше действовать деликатно и дать понять, что вы хотите помочь и действительно цените успехи ребенка.

Восемь практических советов родителям

  1. 1. Демонстрируйте свой интерес. Когда ребенок приходит домой из школы, обязательно спрашивайте, как прошел его день, что нового он узнал на уроках, что заинтересовало его больше всего. Так вы не только поможете ребенку вспомнить полученный материал, но и укрепите семейные отношения.
  2. Организуйте удобное рабочее место. Подберите стол и стул под рост ребенка, поставьте удобные полочки для книг, освободите место для учебных принадлежностей. В комфортных условиях и учиться приятнее.
  3. Позаботьтесь о полноценном питании и об отдыхе. Переутомление еще никому не помогло лучше выучить новый материал.
  4. Мотивируйте к учебе. Предложите малышу приятный бонус за хорошие оценки в табеле: понравившегося трансформера или поездку в парк аттракционов. Но не сводите учебу к системе «работа – вознаграждение», ищите золотую середину между приятным и полезным.
  5. Помогайте с домашними заданиями. Не нужно решать задачи вместо ребенка, но важно показать, что вы рядом и готовы прийти на помощь. Решите один пример и объясните схему решения, повторите ее и предложите ребенку применить выученный алгоритм в следующих задачах.
  6. Используйте наглядные материалы. Распечатайте яркую таблицу с неправильными английскими глаголами и повесьте ее у рабочего стола. Прицепите к холодильнику плоский магнит с табличкой умножения. Подключайте фантазию!
  7. Не ограничивайтесь школьными учебниками. Приобретите игровой набор по математике, купите интересный курс по изучению английского языка или установите учебные программы на компьютер. Ребенку станет легче усваивать и повторять информацию, если способы ее подачи будут разными.
  8. Ищите практическое применение полученным знаниям. Запишите ребенка в тематический кружок, предложите принять участие в соревнованиях или олимпиаде, спрашивайте его о том, что он уже выучил («А ты знаешь, почему небо синее?», «А как это выросло такое большое дерево?» и т. д.).

Согласно научным исследованиям, обычный человек использует около 10 % резервов своей памяти.

Получая новые знания, повторяя и запоминая изученный материал, память можно тренировать практически бесконечно!

Автор: Ольга Шмачина

Руководитель методического отдела сети центров «Амакидс».