С какого возраста лучше всего обучать ребенка

11.05.2017

В вопросе, когда же начинать обучение ребенка, родители делятся на два лагеря. Одни почему-то уверены, что учебный процесс начинается непосредственно в школе, а к тому времени ничего особенного делать не нужно. Другие же начинают «мозговой штурм» слишком рано, когда в этом нет необходимости. Как всегда, нужно искать золотую середину. Чтобы дать родителям хоть какой-то ориентир, разберемся, в каком возрасте лучше начинать обучение и когда это действительно приносит пользу.

Ребенок и книги

Обучение и развитие

Для начала разберемся с терминологией, которая, несмотря на свою простоту, не всегда полностью понятна родителям. Прежде всего, чем обучение отличается от развития? Это одно и то же или совсем разные понятия?

Обучение – это деятельность, в ходе которой ребенок приобретает новые знания и навыки. Развитие же – это некое изменение, в ходе которого формируется новое качество в определенной сфере деятельности.

Например, рассказать о том, что кубик квадратный и сделан из дерева, – это обучение, а вот попросить построить башню из разных кубиков – развитие. То есть в ходе обучения ребенок усваивает конкретные знания, в то время как развитие – это всегда формирование новых навыков деятельности.

Умственное развитие тесно связано с процессом формирования нейронных связей. Ведь они возникают в процессе деятельности, когда мозг буквально подстраивается под выполнение определенных задач. Например, когда ребенок учится играть на пианино, читает книгу или рисует, в его мозгу формируются новые нейронные связи, связанные с этими навыками. Чем чаще повторяется определенное действие, тем крепче становятся связи между отдельными нейронами. И наоборот, отсутствие практики приводит к их постепенному ослаблению и даже деградации.

Формирование нейронных связей у ребенка происходит непрерывно, ведь он постоянно получает новую информацию и усваивает определенные навыки. При этом количество сформировавшихся связей напрямую влияет на уровень развития ребенка – чем их больше, тем более развит ребенок.

Как же способствовать формированию нейронных связей? Очень просто – постоянно обучать ребенка чему-то новому и обеспечивать стабильный приток новых ярких впечатлений. С этой задачей прекрасно справляются познавательные поездки, развивающие игры и интерактивные занятия, просмотр интересных фильмов и видео, творческие уроки или даже научные эксперименты, которые можно провести в домашних условиях. Именно с этого и следует начинать педагогическую работу с ребенком.

Лепка из пены – интересное и необычное занятие для детей

Благоприятные условия для развития ребенка

К сожалению, некоторые родители убеждены, что для развития ребенка достаточно читать ему на ночь книги или записать в художественную школу. Однако развитие должно быть гармоничным и всесторонним, ведь речь идет о создании платформы для всей дальнейшей жизни. Поэтому родителям нужно:

  • тщательно заботиться о физическом и психическом здоровье ребенка;
  • формировать разнообразную познавательную среду;
  • привлекать все органы чувств во время обучения;
  • поощрять самостоятельную работу ребенка;
  • учитывать его возраст и личные нужды.

Оптимальный возраст для развития и обучения ребенка

Очевидно, что развивать ребенка следует как можно раньше. Как мы уже знаем, развитие – это изменения и прогресс, при этом не имеет значения, в какой именно сфере. Занятия физкультурой – это физическое развитие, посещение театров и музеев – культурное, интеллектуальные игры – умственное и т. д. Привлекая малыша к новым и интересным занятиям, которые соответствуют его возрасту, вы уже заботитесь о его развитии. Не нужно записывать 3-летнего малыша в секцию тяжелой атлетики, но и водить 6-летнего ребенка на кукольные спектакли для самых маленьких тоже нет смысла.

Подбирайте то, что будет понятно, интересно и полезно именно вашему ребенку, и делайте это постоянно.

Несколько сложнее ситуация с обучением. Одни родители считают, что три года – достаточный возраст для освоения конкретных навыков и умений. Некоторые начинают задумываться над такими вещами ближе к пяти годам, а другие вообще игнорируют этот вопрос до момента, когда уже пора в школу.

Конечно, все зависит от готовности, любопытства и способностей самого ребенка. Не стоит копировать других родителей и отдавать чадо в художественную школу, потому что «соседи вот Надю в четыре года на рисование отправили». Всегда ориентируйтесь на собственного ребенка – чего он хочет, в чем заинтересован, к чему у него есть наклонности.

Кроме того, установлено, что в определенных возрастных промежутках дети демонстрируют большую склонность к усвоению определенных навыков. Это среднестатистические данные, руководствоваться исключительно ими не нужно, однако такая информация может пригодиться многим родителям:

  • развитие языка и речи – от 0 до 6 лет;
  • движение и активность – от 1 до 4 лет;
  • понимание установленных правил и заведенного порядка – от 0 до 3 лет;
  • активное восприятие маленьких форм и предметов – от 1,5 до 5,5 лет;
  • развитие социальных навыков – от 2,5 до 6 лет.

Маленький дзюдоист

Обучение ребенка в возрасте от трех лет

Многие родители начинают уделять больше внимания обучению детей, когда те достигают 3-летнего возраста. Но, чтобы ваши хорошие намерения имели такой же положительный эффект, нужно учитывать особенности развития детей в этот период.

Первое, что нужно запомнить: основная деятельность 3-летнего ребенка – это игра. Соответственно, все обучение должно происходить в игровой форме.

Психические процессы ребенка еще недостаточно стабильны, а его поведение и познавательная активность напрямую зависят от самочувствия и всего, что происходит вокруг. Ребенку трудно сконцентрировать внимание на процессе обучения, а вот отвлечься от него он сможет без проблем.

Забавный пес за окном, любимый мультфильм по телевизору или необычная пуговица на свитере могут свести на нет все ваши педагогические старания. Чтобы справиться с обучением, соблюдайте два условия:

1) не давите на ребенка, не заставляйте его учиться и не ругайте за непослушание – так вы только вызовете отвращение к занятиям;

2) создавайте богатую и разнообразную среду для развития, в идеале – учебно-игровую.

Обучение детей в возрасте от пяти лет

Ребенок все так же любит и воспринимает игры, однако постепенно они становятся более сложными и структурированными (в частности, в них появляется конкретный сюжет и роли). В это время уже можно применять модель «учитель – ученик», в которой игровая составляющая будет сочетаться с учебной.

Кроме того, появляются новые благоприятные факторы для обучения: повышение объема памяти, рост внимания и концентрации. При этом и внимание, и память постепенно становятся более целенаправленными, ребенка вполне реально сосредоточить на определенном предмете или объекте изучения. Чтобы достичь успехов на этом этапе, необходимо:

1) продумывать занятия, которые будут интересны ребенку, а также изучать объекты, на которых он сможет и захочет сосредоточиться;

2) мотивировать ребенка к учебе, предлагая бонусы за определенные достижения.

Обучение ребенка в возрасте от семи лет

К счастью, в это время именно обучение становится основной деятельностью ребенка. Ему интересно и даже жизненно необходимо исследовать окружающий мир, узнавать что-то новое и применять полученные знания на практике. Изменения происходят и на ментальном уровне: еще больше увеличивается объем памяти, повышается точность реакции, формируется стремление к саморазвитию.

Школьники учатся решать различные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать и обобщать полученную информацию. Однако внимание остается все еще нестабильным, хоть и удерживать его становится легче. Чтобы эффектно воспользоваться всеми преимуществами этого периода, необходимо:

1) обеспечить ребенку доступ к новой информации и максимально удовлетворять его потребности в получении знаний;

2) не перегружать внимание и подбирать интересные темы для изучения.

Когда начинать обучение ребенка и каким образом организовать учебный процесс, решать только вам. Если вы следите за развитием ребенка с самого рождения, знаете, что ему нравится, и уверены, что он действительно готов учиться, то сделаете правильный выбор.

Автор: Владимир Федяй

Автор методики и основатель сети центров Смартум&Амакидс.