Развитие памяти у детей

Довольно часто у родителей можно встретить вопросы и даже недоумение по поводу того, что какой-то конкретный стих или слова к празднику, к примеру, ребенку запомнить достаточно тяжело, а вот любимые песенки или уже полюбившиеся ему стихотворения он запоминает, чуть не с первого раза, а потом легко и свободно их повторяет. Для понимания причин такой ситуации мало просто задаться вопросом: «Как развить память у ребенка?», а надо искать на него ответ. Еще нужно учитывать факторы, от которых зависят способности маленького человека к запоминанию, а также четко представлять процесс развития памяти у детей, его суть.

Что являет собою память?

Если говорить упрощенным языком, то память – это процесс воспроизведения полученного опыта в прошлом. Существует достаточно большое число признаков, по которым память делится на различные виды / типы:
· произвольная память и непроизвольная: произвольная подразумевает приложение определенных усилий для запоминания какой-то информации; непроизвольное запоминание происходит само по себе, т.е. информация отпечатывается в памяти без сознательного приложения усилий. Такое происходит, если поступает захватывающая, интересная информация и преподнесена она в увлекательной форме. Преподаватели нашего центра развития ребенка строят занятия так, чтобы максимум информации запоминалось детьми именно непроизвольным образом;
· опосредованная и непосредственна память: под первым типом подразумевается осмысление полученной информации, выстраивание её логической структуры; второй тип памяти подразумевает механическое запоминание, т.е. мышление в процессе запоминания практически не участвует. Распространенным названием механического запоминания является «зубрежка». Осмысление и логическое запоминание намного эффективнее, чем знакомая всем «зубрежка», но у дошкольников преобладает именно второй тип памяти. Преподаватели нашего центра «SMARTUM» строят занятия по развитию памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста так, чтобы оба принципа запоминания органично дополняли друг друга;
· оперативная, долговременная и кратковременная память: признаком для такой классификации является время, в течение которого сохраняется полученная информация. Полноценное, комплексное развитие памяти ребенка каждого типа очень важно. Если какому-то уделяется недостаточно внимания, то это часто приводит к нарушению запоминающих способностей в целом;
· зрительная, слуховая и двигательная, зависящая от типа информации, которая запоминается.
Это лишь часть признаков, по которым может классифицироваться память ребенка на отдельные типы, но занятия, проводимые в нашем центре дошкольного развития «SMARTUM», ориентированы на комплексное её развитие.
В процессе развития памяти и внимания у детей, наши опытные преподаватели учитывают факторы, от которых зависят и способности каждого конкретного ребенка к запоминанию поступающей информации. В их число входит:
· возраст маленького ученика. Здесь зависимость прямая – чем старше ребенок, тем лучше он запоминает и обусловлена она не столько развитием памяти ребенка, сколько накопленным опытом применения техники запоминания;
· имеющийся багаж знаний, ведь память развивается лучше с ростом объема этого багажа;
· уровень интеллектуальных и умственных способностей. Развитие памяти у детей школьного возраста, как и у дошкольников, происходит лучше и быстрее, если ребенок активно размышляет на разные темы.
При построении занятий мы учитывает и тот факт, что память дошкольников обладает своими уникальными особенностями. Она в большей своей части носит именно непроизвольный характер, ведь малыш еще не умеет ставить перед собою цель / задачу запомнить что-то, а также воспроизвести это в необходимый момент. Если какой-то материал для запоминания включен в активную деятельность ребенка, то и запомнит он его легче, быстрее. Именно по этой причине занятия в нашем центре развития совмещают в себе и спокойные, и активные игры.
Второй особенностью памяти дошкольников является интенсивность её развития. Именно по этой причине наши детки так легко и быстро запоминают сказки, стихи, которые мы им читаем, загадки и все остальное. Уделяя внимание развитию памяти у детей дошкольного возраста, мы обеспечиваем успешность их обучения в школе, а также в последующей, взрослой жизни.
Преобразование непроизвольной памяти в произвольную, а также преобладание последней у ребенка, происходит к концу дошкольного возраста, когда он уже умеет ставить перед собою цель — запомнить поступающую информацию. А также воспроизвести её, т.е. вспомнить в необходимый момент.

Нужно ли развивать память ребенка?

Безусловно, да! Развитием памяти у детей дошкольного и школьного возраста заниматься просто необходимо. Это является залогом успешного познания ребенком окружающего мира, а также усвоения постоянно поступающей новой информации. По этой причине одним из главных критериев определения готовности ребенка к школе является именно уровень развития его памяти. Нам (родителям) необходимо уделять развитию памяти ребенка максимум внимания, ведь рост этого уровня напрямую влияет на рост интеллектуального потенциала маленького человека.
Используемые методики обучения и развития памяти у детей в нашем центре «СМАРТУМ» включают в себя упражнения и игры, ориентированные на все виды памяти, а применение уникальной методики «Ментальная арифметика» позволяет не просто дополнительно стимулировать раскрытие потенциала ребенка, а вырастить из него настоящего гения.

Можно ли самостоятельно развивать память ребенка?

Из опыта работы с детьми и общения с родителями, мы можем сказать, что большое число последних часто задаются не просто вопросом: «Как улучшить память ребенка?», а интересуются возможностью сделать это самостоятельно, в домашних условиях. Это возможно, но приниматься за процесс нужно аккуратно, дабы не навредить, не сделать хуже. Ребенок может легко и быстро запомнить многое, но это часто вводит родителей в заблуждение, и они просто перегружают детскую память. По этой причине лучше воспользоваться помощью квалифицированных, опытных преподавателей.
Если же вы хотите внести и собственную лепту в развитие памяти своего ребенка, то старайтесь как можно больше и чаще разговаривать с ним, обсуждая различные события. Это может быть прогулка и то, что вы видели, игрушки, которыми он играл дома или в садике, люди, которых вы встречали, и то, что они делали. Также читайте вместе с ребенком книги, а потом обсуждайте их, стимулируя малыша вспоминать содержание и пересказывать его. Задавайте вопросы по содержанию: «С чего началась сказка?», «Что происходило дальше?», «Как повел себя главный герой в той или иной ситуации?», а также стимулируйте рассуждения ребенка вопросами: «Хорошо он сделал или плохо?», «А что было бы, если бы ….?» и т.д. В процесс обязательно следите за тем, чтобы ребенок рассказывал все последовательно и соблюдал логику событий. Кстати, начинать развивать память ребенка методом пересказа можно уже в 2 – 2,5 года. В этом возрасте малыш уже может запомнить действующих персонажей сказки / стихотворения и достаточно просто их перечислить. Это будет отличная подготовка ребенка к последующим занятиям на развитие его памяти, в том числе и в нашем центре, ведь к нам вы можете прийти уже в 4 года.