11.12.2017
Поделиться: 5
  • Facebook
  • Telegram
80624

Ментальная арифметика - луч света в стране восходящего солнца

Как преподают математику в Японии?

Ментальная арифметика в Японии – это особый объект исследования. Дети 7-8 лет изучают  рифмованную таблицу умножения под названием куку (kuku), «ку» по‑японски означает «девять». Японские дети учат таблицу наизусть, а затем рассказывают её на скорость в школе и дома. Существуют даже специальные соревнования второклассников на скорость воспроизведения таблицы. Ради победы школьники вынуждены долго и усердно тренироваться с секундомером.

Также многие японские дети посещают внеклассные математические занятия. В Японии существует более 20 тысяч частных математических образовательных организаций. Заниматься в них могут школьники любого возраста: как первоклассники, так и ученики старшей школы. Многие из них обучаются системе быстрого счёта с помощью ментальной арифметики.

Дополнительные занятия занимают один‑два часа и проходят два, а в некоторых случаях и четыре раза в неделю. На них дети сначала учатся решать примеры с помощью счётной доски — абакуса, а затем переходят на следующий уровень, на котором начинают считать в уме.

На таких уроках детям выдают листы с распечатанными на них примерами, их задача — потратить на решение как можно меньше времени. И это в дополнение к четырём школьным урокам математики (по 45 минут каждый) в неделю.

После пары лет обучения ментальной арифметике, японские дети умножают семи- и восьмизначные числа в уме быстрее, чем ребёнок из любой другой части света ответит, сколько будет семью восемь.

ментальная арифметика в японии

Почему ментальная арифметика официально включена в школьную программу Японии?

Нередко в комментариях под текстами о ментальной арифметике встречаем недоверчивые реплики: «Да, все это интересно, но где научно обоснованная польза от этой методики?»

А обоснования все же есть. Конечно, первыми о влиянии ментальной арифметики на мозг человека написали японские ученые, ведь данная дисциплина входит в школьную программу в стране восходящего солнца.

Профессор университета СИнС факультета образования Амаива Шизука несколько лет исследовала мозг и данную науку и пришла к выводу, что ментальная арифметика формирует не только математические способности, но усваивает другие школьные предметы.

Итак, приводим исследования профессора Шизука: ментальная арифметика способствует развитию числовой памяти.  Ученики демонстрируют отличные успехи, которые, впрочем, легко объясняются визуализацией счета на абакусе.  Дети могут запомнить, повторить цепочку цифр от трехзначных до девятизначными и могут воспроизводить числа как последовательно, так и в обратном порядке.

Еще один итог - это развитие пространственной памяти. Школьники могут запомнить любой материал, представленный в пространстве.  Ученикам предложили пройти тест: в нарисованной сети были расставлены точки, нужно было восстановить по памяти, в каком месте квадратов они были.  Дети, которые изучают ментальную арифметику, показали результат, превосходящий показатели тех, кто не обладает этой дисциплиной.  И опять же - причина такой памяти - визуализация косточек на счетах абакус.

Дети, считающие на древних японских счетах, решают математические задачи быстрее своих сверстников.  Все виды арифметических упражнений даются гораздо легче ученикам, которые тренируют мозг японской методикой.  Такие дети, тратя куда меньше времени на обрабатывание цифр и решение элементарных задач, имеют больше времени для усвоения и решения трудных примеров.

Исследовательница из Японии уверяет, что нужно внедрить в компьютерные программы принципы счета на абакусе, а также надеется на применение его в различных сферах жизни нового технологического общества, которое стремительно развивается.

ментальная арифметика в японии

Неоценимые преимущества ментальной  арифметики для детей

Ментальная арифметика развивает два полушария головного мозга одновременно. Правая половинка отвечает у нас за творческие способности, музыку, интуицию, эмоции, чтение. Левое – за языки, логические и аналитические способности, числа и символы. Благодаря ментальной арифметике у ребёнка гармонично развиваются все эти качества и навыки.

Кроме этого, у ментальной арифметики есть множество преимуществ:

  • развивается образное мышление и воображение;
  • ребёнок начинает мгновенно считать в уме сложные арифметические примеры с многозначными числами;
  • ребёнок может одновременно считать арифметические примеры и делать другое действие (читать стихотворение наизусть или приседать);
  • формируется усидчивость и концентрация внимания;
  • улучшается память;
  • ребёнок может подойти к разным задачам с разных сторон: творческой и аналитической;
  • улучшается успеваемость в школе по всем предметам;
  • ребёнок быстрее учит иностранные языки;
  • у него появляются лидерские качества и уверенность в себе;
  • формируется самостоятельность и ответственность;
  • ребёнок учится ставить цели и достигать их.

ментальная арифметика в японии

Оптимальный возраст начала занятий

Оптимальный возраст для того, чтобы сделать шаг в сторону ментальной арифметики – 5 лет. Именно с этого возраста сознание ребёнка приспосабливается к мышлению абстракциями, соответственно ваш сын или дочь с пяти лет может изучать основы этой интересной методики.

С семи лет, в период начала школьного обучения, можно увеличивать количество занятий ментальной арифметикой и переходить на более высокий уровень использования скрытых возможностей интеллекта.