На первый взгляд, ментальная арифметика и шахматы — это совершенно разные занятия, которые не имеют ничего общего. Одно — про быстрые вычисления в уме, другое — про стратегическую игру на чёрно-белой доске. Но если присмотреться внимательнее, окажется, что у них много общего. Во-первых, обе активности развивают интеллект ребёнка. Кроме того, они формируют совершенно особый стиль мышления. И именно об этом поговорим дальше.
Что такое ментальная арифметика?
Ментальная арифметика — это методика, которая учит детей быстро считать в уме, без калькулятора, бумаги или пальцев. Она основана на работе с абакусом (специальными счётами), но со временем дети учатся "видеть" его в воображении и выполнять сложные вычисления буквально в голове.
Это настоящее тренировка мозга, и полезна ли она? Да, есть множество научных работ, которые доказывают эффективность и пользу этой методики. Исследования показывают, что дети, занимающиеся ментальной арифметикой, на 35–40% лучше справляются с логическими задачами и демонстрируют более высокую концентрацию во время учёбы.
К основным преимуществам ментальной арифметики можно отнести:
- Развитие образного мышления и воображения
- Улучшение памяти и внимания
- Формирование скорости мышления
- Уверенность в себе через достижения
Почему ментальная арифметика похожа на шахматы?
На первый взгляд, счёты и фигуры имеют мало общего. Но на самом деле и шахматы, и ментальная арифметика запускают один и тот же механизм. Он таков: дети учатся мыслить наперёд, анализировать, представлять ситуацию и принимать решения.
Что объединяет эти две практики? На самом деле, много положительных особенностей:
- Развитие логики и стратегического мышления. В шахматах нужно предугадывать ходы соперника, в арифметике — продумывать последовательность вычислений в голове.
- Концентрация внимания. И в шахматах, и в вычислениях любое отвлечение — это ошибка. Здесь важно удерживать внимание на всём процессе.
- Тренировка памяти. Запомнить позиции фигур или последовательность чисел — схожие навыки, которые требуют тренировки.
- Соревнование с самим собой. В обоих случаях ребёнок учится не просто побеждать, а улучшать собственные результаты. Это стимулирует рост и развитие.
- Радость от процесса. В обоих случаях процесс может стать увлекательной игрой, если правильно его подать ребёнку.
Почему стоит попробовать ментальную арифметику?
Один из самых распространённых мифов — что для ментальной арифметики нужен какой-то "особенный мозг". На самом деле это совсем не так. Каждый ребёнок способен этому научиться, если с ним работает профессиональный преподаватель и создана позитивная учебная атмосфера.
Детям обычно интересно, когда они видят прогресс. В ментальной арифметике он заметен уже через несколько недель. А ещё — это вызывает восхищение у взрослых: "Как это — решать примеры в уме за несколько секунд?"
Как начать и не напугать ребёнка?
Мы живём во время, когда всё вокруг пытается учить, но не всегда умеет заинтересовать. Поэтому очень важно, чтобы первые шаги были лёгкими, весёлыми и поддерживающими.
Вот несколько советов:
- Выберите курсы с доброжелательной атмосферой, где обучение — это игра.
- Хвалите ребёнка даже за маленький успех. Это мотивирует лучше любых слов.
- Дайте ребёнку время. У кого-то прогресс быстрее, у кого-то — постепенный. И это нормально.
- Наблюдайте за изменениями: как ребёнок лучше концентрируется, логичнее выражается, становится увереннее.
Ментальная арифметика и шахматы — это больше, чем просто навыки. Это инструменты, которые формируют характер, дисциплину и гибкое мышление. Они развивают ту самую нейросеть, которая в будущем поможет принимать быстрые решения, обрабатывать сложную информацию и действовать уверенно. И если ваш ребёнок когда-нибудь скажет: "Мне это легко", — вполне возможно, что всё началось именно с шахмат или вычислений на воображаемом абакусе.