10.08.2017
Поделиться: 10
  • Facebook
  • Telegram
164672

4 типа восприятия информации

Тип информационного восприятия влияет на эффективность обучения ребенка. Если с раннего детства знания будут подаваться малышу исходя из того, каким образом он воспринимает окружающий мир, то результативность обучения повысится в разы.  Но, безусловно, необходимо развивать все каналы.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря ним в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний.

дети визуалы

Как воспринимается информация?

Восприятие информации – это знакомство человека с предметами, объектами и людьми, которые его окружают. Информация воспринимается людьми с помощью пяти чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Мы слышим музыку, пробуем еду, смотрим фильмы, пожимаем друг другу руку. Благодаря нашим органам чувств, мы анализируем полученные сведения, получаем представления о них. Кроме этого, мы опираемся на прошлый личностный опыт и знания, которые уже у нас есть. Собирая всё это в одно целое, мы получаем полный спектр информации о каком-либо предмете или человеке. Методы восприятия материала основаны на процессах, которые связаны с психикой людей:

  • Мышление. Когда человек с чем-то знакомится, он вспоминает сведения, которые уже знает.
  • Коммуникация. Человек может назвать что-либо.
  • Эмоции. На разные явления человек реагирует по-разному.
  • Воля. Человек может организовать восприятие.

Основные типы восприятия информации

Теория о каналах восприятия принадлежит Нилу Флемингу, школьному инспектору из Новой Зеландии. Он установил, что человек познает мир с помощью пяти чувств. У психически здоровых детей развиты все каналы, однако всегда один из них доминирует.

При одинаковой подаче школьного материала одни дети успевают отлично, другие отстают. Это происходит не потому, что кто-то умнее или глупее, а потому, что информацию нужно преподносить различными способами и вид задач должен быть разным. Например, если учитель дает информацию исключительно на классной доске, то успевать будут только визуалы, другие же могут отставать в той или иной степени.

Психотип ребенка зависит от того, как он воспринимает окружающий мир. Существуют 4 типа восприятия информации:

  • с помощью зрения - ведущий визуальный канал;
  • с помощью слуха - ведущий аудиальный канал;
  • с помощью ощупывания предметов - ведущий телесно-чувствительный канал (кинестетический);
  • с помощью логических рассуждений - ведущий логический канал (цифровой, дигитальный).

дети визуалы

Дети-визуалы

Визуал воспринимает основную часть информации через органы зрения. Такие дети предпочитают наглядные пособия и красивое оформление. С одной стороны, эти люди много мечтают, фантазируют, мыслят картинками, с другой - им не чужда стратегия и четкое планирование.

Визуалы всегда думают о том, как выглядят со стороны и никогда не позволят себе одеться неопрятно. Дети-визуалы обычно не доставляют проблем своим родителям. Они могут долго рисовать, рассматривать картинки, работать с пластилином. Богатое мнимое мышление позволяет визуалам хорошо разбираться в графиках, диаграммах, схематических изображениях. Но вербальную информацию они усваивают с трудом.  Учиться им легче с наглядными пособиями: плакатами, слайдами, карточками.

Школьники медленно говорят и плохо запоминают устную речь, однако могут компенсировать свои ограничения, делая выписки и заметки. Подчеркивая и выделяя цветом ключевые моменты, ребенок привыкает выделять главное, не отвлекаясь на лишние детали.

Выразительные жесты учителя для визуалов играют роль якорей зрительной памяти. Хороший эффект дают наглядные пособия: плакаты, магнитные доски, флипчарты, учебные карточки, обучающие фильмы и слайды.

дети аудиалы

Дети-аудиалы

«В одно ухо влетело, в другое вылетело» - это о ком угодно, но только не про аудиалов! Именно слух является главным каналом восприятия данного психотипа. Такие дети ловят интонацию собеседника, оценивают тембр голоса, им не важно, что говорят, важно - как. Аудиалу нетрудно узнать любого человека по голосу. У него прекрасная память и слух. Лучше не перебивайте аудиала - он этого не любит. «Слушатель» - большой любитель споров и невероятных историй, обожает музыку, знает на память много стихотворений, с удовольствием декламирует.  Предпочитает учиться по лекциям и аудиокнигам, не любит читать и писать.

Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость. Для улучшения навыков концентрации детям рекомендуется проговаривать свои действия. Полезно походить на курсы ментальной арифметики, чтобы внутренняя сосредоточенность вошла в привычку и не вызывала напряжения.

, дети кинестетики

Дети-кинестетики

Кинестетику, как воздух, нужны ощущения. Такие детки рано начинают ползать и ходить, им нужно постоянно находиться в движении: бегать, прыгать, играть. Концентрация внимания у них плохая. Кинестетик сверхчувствителен к одежде, ему постоянно что-то колет, давит, мешает.  Чтобы запомнить информацию, лучше собственноручно ее записать.  С тестами и лабораторными задачами они вполне справляются, а вот произведения даются тяжело.

Таким детям необходимы перерывы между занятиями для зарядки, полезно давать им мелкие поручения, связанные с движением. Курсы ментальной арифметики помогут ребенку-кинестетику улучшить концентрацию внимания, справиться с забывчивостью, преодолеть рассеянность.

Маленькому кинестетику нужны частые перерывы с моторной разрядкой. Опытные учителя стараются давать таким детям мелкие поручения: сходить за мелом или классным журналом, открыть окно, полить цветы. Полезно использовать модели и макеты, смотреть документальные фильмы и приводить примеры из повседневной жизни.

, дети кинестетики

Дети-дигиталы

Дигиталу нужно все подробно логически осмыслить. Для этого он использует цифры и знаки. Такие люди любят четкие формулировки, аккуратную документацию. Дигитал выбирает смысл и функциональность, а не эмоции.

Такие дети обычно зажаты, прямые, скупы на жесты и похвалы, всегда контролируют то, что говорят. Для них сказанное слово - не пустой звук.  Данный тип близок к кинестетикам, но прежде чем что-то делать, он сначала решит, как это лучше воплотить в жизнь.

Это дети-исследователи, которые с радостью разберут пульт от телевизора, распотрошат подушку, попытаются вскрыть лягушку. И не из-за жестокости, а из-за любознательности. Такие дети без труда обучаются по книгам и конспектам, но в силу своей отрешенности и интроверсии не могут похвастаться хорошей моторикой и не ладят с физкультурой.

дети дигиталы

Как определить психотип ребенка?

Чтобы определить, к какому психотипу относится ваш ребенок, предложите ему сыграть в игру: пусть представит себя в лесу и опишет свои ощущения. Аудиал будет говорить о звуках: пение птиц, шелест листвы, шум дождя. Визуал «увидит» пейзаж: деревья, тропинки, небо. Кинестетик почувствует свежий воздух, мягкие листья под ногами. Дигитал будет думать о том, где раздобыть компас и карту, как выбраться из леса.

Родителям следует узнать психотип своего ребенка, чтобы эффективно выстроить учебный процесс. Но независимо от типа восприятия, нужно любить своих детей и заботиться о них - без этого успех в жизни маловероятен. Всем детям необходимы развивающие занятия, чтобы выявить скрытый творческий и интеллектуальный потенциал.