02.08.2017
Поделиться: 2
  • Facebook
  • Telegram
99403

В каком возрасте лучше начинать обучение ребенка

Большинство родителей начинают думать об учебе ребенка, когда тот еще играет с игрушками и делает прически любимым куклам.  Одни почему-то уверены, что учебный процесс начинается непосредственно в школе, а к тому времени ничего особенного делать и не нужно.  Другие же начинают «мозговой штурм» слишком рано, когда в этом не имеется необходимости.  Как всегда, нужно искать золотую середину.  Однако, чтобы дать родителям хоть какой-то ориентир, разберемся, в каком возрасте лучше начинать обучение и когда это действительно приносит пользу.

В каком возрасте лучше начинать обучение ребенка

Обучения и развитие

Для начала определимся с терминологией, которая, несмотря на свою простоту, не всегда полностью понятна родителям.  Прежде всего чем обучение отличается от развития?  Это одно и то же или совсем разные понятия?

Обучение - это деятельность, в ходе которой ребенок приобретает новые знания и навыки.  Развитие же - это некоторое изменение, котороя приводит к формированию нового качества в определенной сфере деятельности.

Например, узнать о том, что кубик квадратный и сделан из дерева - это обучение, а вот придумать, как построить с разных кубиков определенную сооружение - развитие.  То есть во время обучения ребенок усваивает конкретные знания, в то время как развитие - это всегда формирования новых способов деятельности.

Умственное развитие тесно связано с процессом формирования нейронных связей.  Ведь они возникают в процессе деятельности, когда мозг буквально подстраивается под выполнение определенных задач.  Например, когда ребенок учится играть на пианино, читает книгу или рисует, в его мозгу формируются новые нейронные связи, связанные с этими навыками.  Чем чаще повторяется определенное действие, тем крепче становятся связи между отдельными нейронами.  И наоборот, отсутствие практики приводит к их постепенному ослаблению и даже деградации.

Формирование нейронных связей у ребенка происходит непрерывно, ведь он постоянно получает новую информацию и усваивает определенные навыки.  При этом количество сложившихся связей напрямую влияет на уровень развития ребенка - чем их больше, тем ребенок более развит.

Как же способствовать формированию нейронных связей?  Очень просто - постоянно обучать ребенка чему-то новому и обеспечивать стабильный приток новых ярких впечатлений.  С этой задачей прекрасно справятся познавательные поездки, развивающие игры и интерактивные занятия, просмотр интересных фильмов и видео, творческие занятия или даже научные эксперименты, которые можно провести в домашних условиях.  Именно с этого и следует начинать педагогическую работу с ребенком.

В каком возрасте лучше начинать обучение ребенка

Благоприятные условия для развития ребенка

К сожалению, некоторые родители убеждены, что для развития ребенка достаточно читать им на ночь книги или записать в художественную школу.  Однако развитие должно быть гармоничным и всесторонним, ведь речь идет о создании платформы для всей дальнейшей жизни.  А чтобы его обеспечить, родителям нужно:

  • тщательно заботиться о физическом и психическом состоянии ребенка;
  • формировать разнообразную познавательное среду;
  • привлекать все органы чувств в процессе обучения;
  • поощрять самостоятельную работу ребенка;
  • учитывать его возраст и личные нужды.

Оптимальный возраст для развития и обучения ребенка

Очевидно, что развивать ребенка следует как можно раньше.  Как мы уже знаем, развитие - это изменения и прогресс, при этом не имеет значения, в какой именно сфере.  То есть занятия физкультурой - это физическое развитие, посещение театров и музеев - культурное, интеллектуальные игры - умственное и т. д. Привлекая малыша к новым интересных занятиям, которые соответствуют его возрасту, вы уже заботитесь о его развитии.  Не следует записывать 3-летнего ребенка в секцию тяжелой атлетики, но и водить 6-летнего ребенка на кукольные спектакли для самых маленьких тоже нет смысла.

Подбирайте то, что будет понятным, интересным и полезным именно для вашего ребенка, и делайте это постоянно.

Несколько сложнее ситуация с обучением.  Одни родители считают, что 3 года - достаточный возраст для усвоения конкретных навыков и умений.  Некоторые начинают задумываться над такими вещами ближе до 5 лет, а другие вообще игнорируют этот вопрос до момента, когда пора идти в школу.

Конечно же, все зависит от готовности, любопытства и способностей самого ребенка.  Не стоит копировать других родителей и отдавать своего ребенка в художественную школу, потому что «Соседи вот Надю в 4 года на рисование отправили».  Всегда ориентируйтесь на собственного ребенка - чего он хочет, в чем заинтересован, какие склонности имеет.

Кроме того, давно установлено, что в определенных возрастных промежутках дети имеют большую склонность к усвоению отдельных навыков.  Это среднестатистические данные и руководствоваться исключительно ими не нужно, однако такая информация может пригодиться многим родителям:

  • развитие языка и речи - от 0 до 6 лет
  • движение и активность - от 1 до 4 лет;
  • понимание установленных правил и заведенного порядка - от 0 до 3 лет;
  • активное восприятие маленьких форм и предметов - от 1,5 до 5,5 лет
  • развитие социальных навыков - от 2,5 до 6 лет.

В каком возрасте лучше начинать обучение ребенка

Обучения ребенка в возрасте от 3 лет

В общем, большинство родителей начинает уделять больше внимания обучению детей, когда дети достигают 3-летнего возраста.  Однако, чтобы ваши хорошие намерения имели такой же положительный эффект, нужно учитывать особенности развития детей в этот период.

Первое, что вам нужно запомнить: основная деятельность 3-летнего ребенка - это игра.  Соответственно, все обучение должно происходить в игровой форме.

Психические процессы ребенка еще недостаточно стабильны, а его поведение и познавательная активность напрямую зависит от самочувствия и всего, что происходит вокруг.  Ребенку трудно сконцентрировать внимание на процессе обучения, а вот отвлечься от него он сможет без проблем.  Забавный пес за окном, любимый мультфильм по телевизору, интересная пуговица на свитере могут свести на нет все ваши педагогические старания.  Чтобы справиться с обучением, руководствуйтесь 2 условиями:

  • не давите на ребенка, не заставляйте его учиться и не ругайте за непослушание - так вы только вызовете отвращение к занятиям;
  • создавайте богатую и разнообразную среду для развития, в идеале - учебно-игровую.

Обучения ребенка в возрасте от 5 лет

Ребенок все еще больше любит и воспринимает игры, однако постепенно они становятся более сложными и более структурированными (в частности, в них появляется конкретный сюжет и роли).  То есть в это время уже можно применять модель «учитель-ученик», в которой игровая составляющая будет сочетаться с учебной.

Кроме того, появляются новые благоприятные факторы для обучения: увеличение объема памяти, рост внимания и концентрации.  Кроме того, и внимание, и память постепенно становятся целенаправленными, поэтому ребенка вполне реально сосредоточить на определенном предмете или объекте изучения.  Чтобы достичь успехов на этом этапе, необходимо:

  • продумывать занятия, которые будут интересны ребенку, и изучать объекты, на которых она сможет и захочет сосредоточиться;
  • мотивировать ребенка к учебе, предлагая ему бонусы на определенные достижения.

Обучения ребенка в возрасте от 7 лет

К счастью, в это время само обучение становится основной деятельностью ребенка.  Ему интересно и даже жизненно необходимо исследовать окружающий мир, узнавать что-то новое и применять полученные знания на практике.  Изменения происходят и на ментальном уровне: еще больше увеличивается память, повышается точность реакции, формируется стремление к саморазвитию.

Школьники учатся решать различные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать и обобщать полученную информацию.  Однако внимание остается все еще нестабильным, хотя удерживать его детям становится легче.  Чтобы эффектно воспользоваться всеми преимуществами этого периода, необходимо:

  • обеспечить ребенку доступ к новой информации и удовлетворять его потребности в получении знаний;
  • не перегружать внимание и подбирать интересные темы для изучения.

Когда начинать обучение ребенка и каким образом организовать учебный процесс, решать только Вам.  Если Вы следите за развитием ребенка с самого рождения, знаете, что ему нравится, и уверены, что он действительно готов учиться, то сделаете правильный выбор.