16.03.2018
Поделиться: 4
  • Facebook
  • Telegram
97775

Основа самооценки ребенка

Как человек оценивает себя в группе лиц, свои плюсы и минусы – из всего этого складывается самооценка, то есть представление о себе. В разное время самооценка может меняться, но ее база, основа, несомненно, формируется в ранних годах жизни. На формирование самооценки ребенка влияют мама с папой, друзья с товарищами и даже преподаватели.  

От чего зависит самооценка у ребенка?

Когда человек появляется на свет, он ничего о себе не знает. Поэтому самооценка ребенка формируется из того, как с ним разговаривают мама и папа, какие чувства ощущают.  Конечно, уже в школьное время позитивную самооценку формируют успехи в той или иной сфере. Если семья постоянно обращает внимание на то, что малыш все делает неправильно, ставят в пример ровесников, то самооценка ребенка, конечно, будет понижаться. Безграничные комплименты также приводит к неадекватной самооценке, вплоть до того, что в будущем человек не сможет найти себе пару. 

Не стоит связывать поведение ребенка с его личностью. Например, разбил сын только что купленный телефон – все «ты плохой». В данном случае плохой поступок, ребенок – хороший.  В юном возрасте людям свойственно думать, что мир крутится вокруг них, и настроение папы, раздраженность старшей сестры связывают с собой. От этого у ребенка развивается чувство вины, снижается самооценка. Важно донести, что у взрослых свои причины для грусти.

самооценка ребенка

Виды самооценки у детей

Выделяют 3 вида самооценки: нормальная, завышенная и заниженная.

  1. Нормальная. Ребенок адекватно себя оценивает и его поведение выражается в следующем:
    • нет страха пробовать новое;
    • может найти решение проблемы самостоятельно, но если не получается, умеет обратиться за помощью;
    • признаёт свои ошибки и исправляет их;
    • нормальная коммуникация со сверстниками.
  2. Завышенная. Ребёнок переоценивает свою значимость. Завышенная самооценка выражается в:
    • эгоцентризме;
    • болезненном восприятии критики;
    • привлечении внимания любым способом;
    • агрессии в общении со сверстниками, желании унизить других.
  3. Заниженная самооценка характеризуется:
    • тревогой и неуверенностью в себе;
    • стеснительностью;
    • недоверчив остью и страхом быть обманутым;
    • замкнутостью и обидчивостью;
    • негативным настроением.

самооценка ребенка

Причины низкой самооценки

Заниженная самооценка препятствует нормальному взаимодействию с другими людьми, мешает общаться и заводить новые знакомства, не даёт свободно развиваться новым умениям. Дети с заниженной самооценкой боятся пробовать новое, потому что страх неудачи слишком велик — они уверены, что у них ничего не получится.

Причины низкой самооценки у детей:

  1. Недостатки во внешности;
  2. Упрёки со стороны старших по любому поводу;
  3. Неудачи, о которых ребёнок боится рассказать, если вы его ругаете за это;
  4. Денежные сложности в семье (нет такого крутого гаджета, как у Артёма);
  5. Агрессивная или неблагополучная атмосфера дома.

Вовремя определить, что у ребёнка возникли какие-то проблемы с самооценкой, довольно просто, если всегда обращать внимание на то, насколько легко ребёнок берётся за что-то новое, что говорит о своих сверстниках. Также можно воспользоваться несложными психологическими тестами. Например, предложить ребёнку изобразить себя в кругу семьи. Если он нарисует себя гораздо более маленьким по сравнению с остальными на рисунке, это говорит о заниженной самооценке.

Важными критериями оценки ребёнка являются: успехи в школе, его поведение, внешний вид, физические способности, социальный статус. Первые два пункта имеют значение для родителей и учителей (воспитателей), а остальные — для сверстников.

Если ребенку 8 лет, он начинает сам анализировать себя, свои достижения, своё место среди окружающих, опираясь на то, как его оценивают другие люди.

Важно быть внимательными и своевременно способствовать формированию здоровой самооценки, помогать ребенку правильно понимать свои и чужие эмоции, чувства и действия.

формирование самооценки ребенка

Как поднять самооценку ребенка?

Маленьких школьников нужно чаще подбадривать, проявлять уважение, подчеркивать достижения, потому что в этом возрасте они воспринимают себя через оценивание родителей и учителей, а если отметки в школе вдруг пошли не очень, то и мотивация к учебе снижается. Наверное, поэтому в первых классах заменили оценки смайликами.

Психологи дают родителям некоторые советы, как повысить самооценку ребенку.

  • Чаще отмечайте достоинства ребенка, реже сравнивайте со сверстниками.
  • Уважайте желания, чувства, мысли, интересы. Ребенок может быть в плохом настроении – это нормально. Он может хотеть игрушку и это тоже нормально. Не берите без разрешения личные вещи, а у детей постарше не лазайте в рюкзаке. Уважительное отношение к ребенку благоприятно влияет на формирование его самооценки.
  • Примерно с шести лет дети начинают очень четко отождествлять себя с родителем своего пола. Девочка обращает внимание, как мама держится в обществе, отстаивает ли свое мнение, считает ли себя привлекательной, умной. Подрастающая девочка невольно копирует мамино поведение и отношение к себе. 

Чтобы поднять самооценку ребенку, создавайте вокруг него ситуацию успеха.  Если ему интересна музыка, не стоит вести на бокс. Пусть он занимается тем, что у него получается. Окружите подрастающую личность заслуженной похвалой, тогда ребенок вырастет с адекватной самооценкой и знающим себе цену.

, как повысить самооценку ребенку

Самооценка ребенка в возрасте 5-7 лет

Самооценка у дошкольников часто завышена. В первое время своей жизни малыши учатся оценивать себя и иногда делают это неверно, особенно, если родители любой их поступок сопровождают комплиментами. Если не перегибать палку, то завышенная самооценка ребенка нормализуется. Недостаток самоуважения у сына или дочери в это время более опасно. Увидев симптомы заниженной самооценки, необходимо поменять процесс воспитания, изменить свое поведение с ребенком.

Самооценка ребенка в возрасте 7-10 лет

 Учась в начальной школе, малыш в первом классе оценивает себя завышено. Во втором самооценка постепенно снижается. В третьем ребенок оценивает свои возможности и шансы нормально или занижено. Завышенная самооценка редка в этом периоде. На формирование самоуважения в начальной школе сильно влияет учебно-воспитательный процесс, а особенно, успеваемость по разным предметам. Ученики младших классов – это крошки, поэтому при увеличивающейся неуверенности и снижении самооценки у ребенка не стоит обращать внимание на плохие отметки.

Самооценка ребенка в возрасте 10-15 лет

В средней школе ребенок может оценивать себя объективно. Он взрослеет, занимается самоанализом.  Но заниженная самооценка у подростка имеет место быть. Чаще всего она связана с трудностями в коммуникациями с ровесниками, а не с учебой. Чужое мнение о себе становится на первый уровень в системе ценностей. Малыш взрослеет, но все так же ждет похвалы от мамы и папы. В это время нужно интересоваться его хобби, давать самостоятельно принимать некоторые решения.  Чрезмерный контроль и излишние требования к отличной успеваемости снизят самооценку вашего сына или дочери.